. . : : | ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ЛОДКИ | МОТОРЫ | РЫБАЛКА | ВОДОЕМЫ | ССЫЛКИ | : : . . карта | поиск
[предыдущая] [ЛОДКИ] [следующая]

Глава VIII . НАВИГАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОХОДА

§ 28. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

При выборе маршрута нужно учитывать наличие основного и резервного времени, особенности судна или группы судов, их мореходные качества, запас топлива и смазки, приспособленность к шлюзованию, плаванию в открытых бассейнах, обеспеченность навигационным оборудованием и пособиями, время года, гидрометеорологические условия, материальное обеспечение похода и т. д. Необходимо учесть также состав экипажа, его морские навыки, как долго члены экипажа раньше бывали в плавании.

Судоводитель-любитель не должен сразу же после постройки или приобретения судна отправляться в дальнее плавание. Лучше сначала предпринять местные плавания вдоль населенного берега и с небольшим экипажем. Полученная в местных плаваниях морская практика, твердое усвоение правил безопасности судоходства, различных приемов определения места судна в море навигационными способами, знание лоции и руководств облегчат плавание в дальних походах. Перед выходом в плавание следует учесть, будет ли оно автономным (одиночным) или групповым (совместным). Совместное плавание одного-двух судов всегда лучше, чем автономное. Это удобнее как во время плавания, так и при подготовке к нему. При обсуждении предстоящего похода полезно учесть мнение товарищей, ранее участвовавших в подобных походах и знакомых с районом плавания. Чем больше будет материала о районе плавания, тем меньше неприятных неожиданностей встретят участники похода во время плавания. Заблаговременно надо составить расчет времени на поход, а исходя из этого расчета — календарный план похода с учетом его дальности, сложности и цели. Составляя календарный план, необходимо учесть практическую скорость судна в обычных условиях и на сложных участках пути, наметить места стоянок катера, пункты захода, продолжительность остановок, причем в первые дни похода нужно делать небольшие переходы, постепенно их увеличивая. К концу похода следует снова уменьшать длительность переходов. В календарном плане нужно обязательно предусмотреть резервное время, необходимое на ремонт и непредвиденные остановки. Резервное время должно составлять не меньше 15% продолжительности всего похода.

Рассчитав календарный план перехода, составляют график-календарь, согласованный (совмещенный) с условиями отдельных районов плавания (рис. 61). Такой совмещенный план дает наглядное представление о предстоящем плавании и обеспечивает лучшую навигационную подготовку к походу. После окончательного выбора маршрута приступают к его тщательному изучению. Для этого берут генеральную частную или лоцманскую карту района плавания и разбивают его на этапы с однородными условиями плавания или по другим признакам в соответствии с разработанным планом и графиком. Затем подбирают необходимые карты и пособия. Карты нумеруют по порядку их использования, делают выписки из лоций и руководств. Обращают внимание на рельеф берегов, характерные береговые ориентиры, рельефы дна, глубины. Изучают средства навигационного оборудования, встречающиеся опасности, системы их ограждения, фарватеры, рекомендованные курсы, подходные и поворотные буи, знакомятся с гидрометеорологическими условиями плавания, подходами к местам стоянок, населенным пунктам, учитывают действующие местные правила плавания.

Если предстоит плавание на основных трассах водохранилища, то по специальным атласам определяют возможную высоту волн от влияния господствующих в данном районе ветров. На отобранных, проверенных и тщательно откорректированных картах делают предварительную прокладку пути судна с учетом средней скорости хода. На речных картах изображают схему маршрута. Рассчитывают время нахождения судна на каждом курсе. В местах изменения курса наносят пеленги поворотов.


Рис. 61 Примерный график похода

Там, где имеются опасности, в узкостях и шхерах, дополнительно рассчитывают и наносят на карту опасные пеленги, заходить за которые во время плавания нельзя. Соответственно графику выбирают места стоянок и ночевок, обеспечивающие безопасность судна.

Обязательно нужно привести склонение к году плавания. Например, в заголовке карты указано: «Склонение компаса приведено к 1970 году, 10° остовое, годовое увеличение 3 дуговых минуты». Если любитель пользуется этой картой в 1972 году, то с 1970 до 1972 года склонение увеличилось на 6 дуговых минут, т. е. на 0°,1, и поэтому в 1972 году склонение будет не 10°, а 10°,1. Если на трассе на различных участках по данным карт склонения не имеется, то обрабатывают тем же способом все участки трассы.

Хорошая предварительная подготовка обеспечит безопасность и значительно облегчит плавание, что особенно важно для судоводителя-любителя, который обычно совершает плавание в тех местах, где раньше не бывал.

Одновременно с изучением и разработкой маршрута любитель должен еще раз проверить свои теоретические знания в области навигации и лоции. Особое внимание нужно уделить:

— решению простых навигационных задач по переводу и исправлению румбов;

— повторить расчеты дальности видимости горизонта и дальности видимости предметов;

— решить несколько задач на плавание с учетом ветра и течения;

— повторить порядок расхождения судов в соответствии с ППСС на море, а при плавании на реках — правила плавания на внутренних водных путях и лоцию района плавания;

— твердо знать системы ограждений опасностей и фарватеров, штормовые сигналы и сигналы движения в портах.

После изучения района следует составить маршрутную карточку по форме:

Маршрутная карточка похода

№ п/п

Наименование пункта или ориентира

Курс по компасу

Расстояние в милях

Время лежания на курсе

Примечание

1

2

Перед походом судоводитель-любитель должен подготовить материальную часть штурманских приборов и инструментов, проверить их состояние и работу. Рекомендуется произвести определение скорости судна и уничтожить девиацию компаса. Перед выходом проверяются готовность членов экипажа, матермальная часть судна, исправность средств связи и сигнализации, необходимые запасы топлива и продовольствия, в том числе наличие неприкосновенного запаса (НЗ). Каждый член экипажа должен знать свои обязанности на походе, уметь хорошо плавать, оказывать первую помощь при авариях и несчастных случаях, знать и уметь применять на практике способы спасания утопающего, пользоваться спасательными средствами и средствами пожаротушения. Судно должно быть полностью укомплектовано необходимыми видами материального обеспечения, спасательными средствами по числу членов экипажа и иметь запасные виды индивидуальных спасательных средств.

Суда, выходящие в дальние морские походы и походы на внутренние водные пути разрядов О и М (открытые водные пространства), должны иметь радиостанцию для связи с береговыми станциями, время работы и позывные которых должны быть известны. Учебные корабли, катера, шлюпки ДОСААФ должны иметь разработанную систему связи и документацию на поход. Все принятые и переданные сигналы записываются в судовом журнале.

§ 29. ШТУРМАНСКАЯ РАБОТА В ПОХОДЕ

Серьезным моментом является обеспечение штурманской работы во время похода, которая затруднена из-за малых размеров судна и волнения на воде. Если на судне нет помещения, где можно вести прокладку обычными навигационными инструментами (линейка, транспортир, циркуль), то прокладку ведут на карте, сложенной в несколько раз и приколотой к планшету или фанере. Набор карт лучше хранить в одном месте, в чемодане или оцинкованном металлическом пенале. Бинокль надо держать на ремне. Необходимо иметь четыре черных простых карандаша, ученическую резинку, кальку. В журнале похода или вахтенном журнале следует вести подробные записи всегда в одно и то же время, разбивая сутки на 24 часа (а не два раза по 12 часов, например, не 7 часов вечера, а 19 часов).

Записи в вахтенном журнале должны отражать всю жизнь на судне как во время его стоянки, так и во время хода. В вахтенном журнале записывается время наблюдения и содержание примерно следующих фактов: место стоянки, способ стоянки (судно на якоре, ошвартовано), запас топлива, глубина, грунт, температура наружного воздуха, показания барометра, состояние моря, направление и сила ветра, течение и скорость его, состояние неба. Один раз в сутки, в полдень, записывается по возможности точное место нахождения судна и обозначается на карте число миль (километров), пройденных за истекшие сутки, а также количество израсходованного топлива и другие сведе ния, необходимые для учета движения судна. Желательно запись в вахтенном журнале производить каждые четыре часа. Ежедневные записи в вахтенном журнале подписываются тем, кто их ведет.

Судоводителю-любителю приходится плавать в сложных условиях: ночью или при ограниченной видимости. К плаванию в сложных условиях нужно готовиться особенно тщательно, так как ночью многие ориентиры незаметны, расстояния скрадываются, нельзя точно определить направление ветра и волны. С приближением темноты судоводитель должен наиболее точно определить свое место, а в случае приближения штормовой погоды немедленно идти к ближайшему месту стоянки или в укрытие. Дневной переход в дальнем походе нужно заканчивать не позже чем за два часа до наступления темноты, чтобы иметь возможность приготовиться к ночевке и обезопасить стоянку судна.

Следует помнить, что в сумерки ввиду пониженной видимости плавание бывает более сложным, чем даже ночью. Плавать ночью или в сумерках (вечерних и утренних) как на море, так и на реках, не имея опыта, не рекомендуется.

Судоводитель-любитель обязан следить за погодой и ее изменениями и уметь составлять прогноз на ближайшие часы (см. § 38). Надо использовать все имеющиеся на судне приборы, в частности барометр, а также следить за прогнозами и штормовыми предупреждениями, которые передаются по радио, в сообщениях печати и вывешиваются на сигнальных мачтах.

 

[предыдущая] [ЛОДКИ] [следующая]

 
. . : : | ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ЛОДКИ | МОТОРЫ | РЫБАЛКА | ВОДОЕМЫ | ССЫЛКИ | : : . . карта | поиск
Copyright