. . : : | ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ЛОДКИ | МОТОРЫ | РЫБАЛКА | ВОДОЕМЫ | ССЫЛКИ | : : . . карта | поиск
[предыдущая] [МОТОРЫ] [следующая]

РЕКОМЕНДАЦИИ
по эксплуатации и устранению неисправностей
подвесных лодочных моторов "Вихрь".
Самара-1998

г. Автор и составитель: © Журавлев В.Ю.
Компьютерная верстка:© Журавлев Д.Ю.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Эксплуатация мотора
1. Запрещенные действия с мотором
2. Рекомендации по эксплуатации
3. Уход за мотором
4. Обкатка мотора
-после ремонта двигателя
-после ремонта редуктора
5. Регулировка карбюратора
-частичная
-полная
6. Регулировочные данные 

Раздел 2. Неисправности мотора
1. Неисправности и топливо
2. Некоторые неисправности топливной системы
3. Некоторые неисправности системы зажигания
4. Неисправности системы охлаждения
5. Неисправности редуктора
6. Основная неисправность мотора - двигатель не запускается
7. Последовательность и приемы поиска неисправностей
8. Внешние признаки некоторых неисправностей
 

РАЗДЕЛ 1
ЭКСПЛУАТАЦИЯ МОТОРА

1.Запрещенные действия с мотором.

Запрещено

Выходит из строя

1.1.

Запускать мотор без погружения в воду.

Двигатель.

1.2.

Эксплуатировать мотор с неисправной системой охлаждения.

Двигатель.

1.3.

Эксплуатировать мотор на глубинах менее 0,8 метров.

Система охлаждения.

1.4.

Устанавливать мотор на транце так, чтобы антикавитационная плита находилась выше днища судна.

Система охлаждения, гребной винт.

1.5.

Эксплуатировать мотор, даже кратковременно, на чистом бензине без масла.

Цилиндро-поршневая группа, коленвал, подшипники.

1.6.

Эксплуатировать мотор без смазки в редукторе.

Редуктор.

1.7.

Развивать обороты более 3000 в минуту при запуске, холостом ходу и прогреве.

Шатунные подшипники.

1.8.

Развивать обороты на ходу более 5200 в минуту.

Шатунные подшипники.

1.9.

Эксплуатировать мотор непрерывно на максимальной мощности более 2 часов.

Двигатель.

1.10.

Запускать и эксплуатировать мотор с отсоединенной и незаземленной одной свечой.

Трансформаторы, конденсаторы, изоляция. Возможен пожар.

1.11.

Проворачивать двигатель с отсоединенными и незаземленными свечами, высоковольтными проводами и трансформаторами.

Трансформаторы, конденсаторы, изоляция. Возможен пожар.

1.12.

Страгивать с места (подтягивать) винты крепления магнитов на маховике.

Магнето.

1.13.

Производить ремонт электрооборудования без отключения аккумулятора.

Магнето.

1.14.

Проворачивать двигатель против часовой стрелки.

Водяная помпа.

1.15.

Проворачивать двигатель за гребной винт при включенном реверсе.

Редуктор.

1.16.

Запускать мотор с включенным реверсом.

Опасно для жизни и окружающих.

1.17.

Эксплуатировать мотор без кожуха-обтекателя.

Опасно для жизни и окружающих.

1.18.

Допускать скопление в поддоне топливной смеси и масла. Это является источником пожара при выхлопах карбюратора.

Опасно для жизни и окружающих.

1.19.

Категорически запрещается применение масел, не предусмотренных инструкцией по эксплуатации (для рабочей смеси автол и МС-20, для редуктора - нигрол). Например, применение "жигулевского" масла может привести к одновременному выходу из строя всех перечисленных деталей двигателя.

Картер, коренные и шатунные подшипники, поршни, поршневые кольца, блок цилиндров, редуктор.

2. Рекомендации по эксплуатации.

2.1 При запуске мотора шнуром, наматывайте на маховик полтора оборота шнура. При одном обороте шнура возможен выхлоп в карбюратор и возгорание двигателя, при двух и более оборотах шнура возможен его захват маховиком и травма рук.

2.2 После запуска мотора сразу же сбросьте обороты до минимальных устойчивых, иначе двигатель "пойдет в разнос".

2.3 После запуска и перед остановкой мотора прогрейте (охладите) его работой на малых оборотах в течение двух-трех минут.

2.4 После каждого часа непрерывной работы на максимальной мощности переведите мотор на 10-15 минут в режим средних оборотов.

2.5 Переключение реверса производите на минимальных устойчивых оборотах быстро и четко.

2.6 Увеличение (уменьшение) оборотов производите плавно (в идеале - в течение одной минуты).

2.7 Не допускайте работы двигателя на оборотах более чем 5000 в минуту.

2.8 Наиболее благоприятный режим работы двигателя - 85 % от максимальной мощности. Практически при той же скорости, что и на максимальной мощности, уменьшается расход топлива и значительно увеличивается моторесурс двигателя.

2.9 Наиболее благоприятный температурный режим работы двигателя, когда температура воды в системе охлаждения равна 55-60°С. Предельно допустимая температура - 70°С, критическая - 80° С. При температуре менее 50° С происходит интенсивное нагарообразование.

2.10 Лучшие условия для работы гребного винта, при которых обеспечивается максимальная скорость, когда антикавитационная плита мотора расположена ниже днища на 40-80 мм и правильно выбран угол наклона мотора к транцу.

При правильной установке мотора:
- Размер a должен быть равен 40-80 мм,
- Размер b должен быть равен a+(9-15) мм

2.11 Следите за состоянием смазки в редукторе. При изменении ее цвета, наличии включений или воды, уменьшении количества - смазку необходимо слить, редуктор промыть чистым бензином и вновь залить смазку в количестве 100-125 г, но не более 150 г.

2.12 Не оставляйте неработающий мотор в воде на длительное время.

2.13 Никогда не поднимайте мотор из воды при остановках, если температура воздуха ниже 0 °С.

2.14 Обязательно перед зимним хранением слейте воду из системы охлаждения, медленно прокрутив двигатель стартером 6-8 раз. Через сутки повторите процедуру. Слейте смазку редуктора, промойте его чистым бензином и залейте новую смазку. Прокрутите двигатель стартером несколько раз для разбрызгивания смазки в полости редуктора.

3. Уход за мотором 

3.1 Перед каждым плаванием.
Произвести наружный осмотр и очистку мотора.
Проверить:
- нет ли повреждений, в т.ч. гребного винта;
- крепление мотора к транцу;
- надежность соединений топливной системы (отсутствие утечек топлива).

3.2 Через 20 часов работы (израсходовано 10 баков):
- подтянуть наружные болтовые соединения;
- проверить состояние и соединение электропроводки;
- очистить и промыть свечи, выставить зазор между электродами свечи 0,5-0,6 мм;
- проверить качество смазки в редукторе и отсутствие в нем воды (см. п. 2.11).

3.3 Через 50 часов работы (израсходовано 25 баков):
- выполнить работы по п. 3.2;
- заменить смазку в редукторе;
- промыть фильтр бензонасоса;
- продуть фильтр бензобака;
- промыть поплавковую камеру карбюратора и главный жиклер;
- почистить контакты прерывателя и выставить зазор 0.3-0.4 мм;
- смазать оси рычажков прерывателя, не снимая их;
- пропитать 2-3 каплями масла фильц (фетровую подушечку) смазочного устройства основания магнето;
- проверить затяжку гайки маховика;
- пополнить смазку подшипника вал-шестерни ЦИАТИМом -201 в количестве 5-10 г.

3.4 Через 100 часов работы (израсходовано 50 баков) и перед очередным сезоном:
- выполнить работы по п.п.3.2 и 3.3;
- снять блок головок и глушитель, осмотреть состояние поршней и колец, проверить подвижность колец, удалить нагар;
- снять редуктор и проверить состояние помпы и штифта крыльчатки.

4. Обкатка мотора

Обкатка мотора разделяется на:
- обкатку нового мотора;
- обкатку мотора после ремонта;
- обкатку мотора после ремонта редуктора.

4.1 Обкатка нового мотора производится в соответствии с заводской инструкцией по эксплуатации.

4.2 Обкатка мотора после ремонта двигателя производится, если были заменены:
- поршневые кольца;
- поршни;
- блок цилиндров;
- коленчатый вал;
- золотниковые шайбы;
- подшипники картера.

При обкатке необходимо:
- использовать свечи А11У или А16У;
- первые 0,5 бака топлива выработать на холостом ходу (не включая реверса);
- соблюдать режим и время обкатки соответственно п.п. 4.4 и 4.5;

После обкатки необходимо:
- заменить свечи А11У (А16У) на СИ-12РТ;
- отрегулировать карбюратор.

4.3 Обкатка мотора после ремонта редуктора производится, если были заменены:
- одна или все шестерни;
- подшипники редуктора;
- целиком редуктор.

При обкатке необходимо:
- первый бак топлива выработать на холостом ходу (не включая реверса);
- соблюдать режим и время обкатки соответственно п.п. 4.4 и 4.5.

После обкатки сменить масло в редукторе.

 

 

4.4 Продолжительность обкатки (в баках топлива) и количество масла в топливе на 20 литров бензина.

Замененные детали

Продолжительность обкатки

Кол-во масла на 1 бак топлива

На холостом ходу

Общая продол-жительность

Поршневые кольца

0,5 бака

1 бак

1,2 литра

Золотниковые шайбы

Подшипники картера

Поршни или поршни с кольцами

0,5 бака

2 бака

1,2 литра

Блок цилиндров

Коленвал

Подшипники редуктора

0,5 бака

1 бак

1 литр

Шестерни редуктора

1 бак

5 баков

1 литр

Редуктор в сборе

1 бак

5 баков

1 литр

4.5 Режим обкатки на 1 бак топлива (2-х часовой режим):
А. Прогрев двигателя на минимальных устойчивых оборотах на холостом ходу - 5 мин;
Б. Работа на средних устойчивых оборотах - 30-40 мин;
В. Работая на средних устойчивых оборотах, через каждые 5-10 мин плавно увеличивать обороты до максимальных на 10-15 сек и вновь плавно перейти на средние - 60-70 мин;
Г. Плавный переход и работа на малых оборотах - 5-10 мин;
Д. Охлаждение двигателя на минимальных устойчивых оборотах - 5 мин.

Примечание:
1. При работе на втором и последующих баках режим Б пропускается.
2. Весовую загрузку судна производить постепенно по мере обкатки мотора (особенно после ремонта редуктора).

5. Регулировка карбюратора

5.1 Карбюратор двигателя "Вихрь" имеет три регулируемые характеристики:
а) обороты холостого хода,
б) качество смеси малого газа,
в) уровень топлива в поплавковой камере.

Необходимое качество и количество смеси на средних и полных оборотах обеспечивается только главным жиклером.

Регулировка двигателя по пунктам а) и б) необходима для устойчивой работы на холостом ходу, а главное - для снижения ударных нагрузок при включении реверса.

Регулировка по пункту в) необходима как для работы на холостом ходу, так и для среднего и полного газа.

Уровень топлива должен быть 20 мм + 1 мм от верхнего среза поплавковой камеры (игольчатый клапан должен надежно перекрывать топливо при его уровне 20 мм).

5.2 Частичная регулировка производится при нарушении заводской регулировки.
5.2.1 Прогреть двигатель в течении 5-10 минут.
5.2.2 Завернуть винт качества смеси малого газа до упора (но не продавите стенку карбюратора).
5.2.3 Отверните винт на 1/2 - 1 оборот до достижения устойчивой работы мотора на малом газе холостого хода.
5.2.4 Винтом оборотов холостого хода добейтесь минимальных устойчивых оборотов.

5.3 Полная регулировка производится после разборки и ремонта карбюратора.
5.3.1 Вместо главного жиклера вворачивается переходник, и поплавковая камера соединяется со стеклянной трубкой. В поплавковой камере устанавливается уровень 21 мм от ее верхнего среза.
Необходимый уровень примерно можно установить следующим образом: отрегулировать рычажок игольчатого клапана крышки карбюратора так, чтобы в закрытом положении иглы зазор между концом рычажка и крышкой был равен 2-3 мм. При этом усик рычажка не должен касаться стенки поплавковой камеры, т.е. не должен выступать за буртик крышки карбюратора.
5.3.2 Прогреть двигатель в течение 5-10 минут.
5.3.3 Винтом оборотов холостого хода добиться, чтоб двигатель работал в положении "стоп" румпеля.
5.3.4 Медленно отворачивая винт качества смеси добиться максимального числа оборотов.
5.3.5 Винтом оборотов холостого хода добиться минимального числа оборотов.
5.3.6 Повторить п.п. 5.3.4 и 5.3.5 до достижения минимальных устойчивых оборотов холостого хода.
5.3.7 Проверить качество регулировки:
- при резком открытии дроссельной заслонки двигатель не должен глохнуть;
- при переводе дроссельной заслонки в положение "стоп" двигатель не должен глохнуть - должны быть устойчивые минимальные обороты.
5.3.8 Регулировка заканчивается некоторым обогащением смеси, для чего винт качества отвернуть еще на 1/4 - 1/2оборота.
5.3.9 Проверку регулировки необходимо повторить, если
- после перевода "газа" на "стоп" двигатель глохнет - смесь бедная или ее мало (засорен жиклер холостого хода);
- двигатель заводится без подсоса – смесь богатая: такой двигатель после кратковременной остановки (горячий двигатель) будет заводиться с трудом.

Примечание:
1. Если в процессе эксплуатации после регулировки по п. 5.3. будет наблюдаться неустойчивый холостой ход, это может быть обусловлено:
- неисправностью в системе зажигания;
- засорением жиклера холостого хода;
- изменением уровня в поплавковой камере.
2. Определение качества смеси на больших оборотах см. Раздел 2, п.п. 1.8 и 1.9 и примечание к п.1.

6. Регулировочные данные.

№ п/п

ПАРАМЕТРЫ

Единица измерен.

Пределы

6.1

Зазор между контактами прерывателя.

мм

0.3 - 0.4

6.2.

Зазор между электродами свечи.

мм

0.5 - 0.6

6.3.

Зазор между блоком стартера и маховиком.

мм

7 - 8

6.4.

Зазор в замке поршневого кольца в цилиндре.

мм

0.2 - 0.65

6.5.

Уровень топлива в поплавковой камере от ее верхнего среза.

мм

19 - 21

6.6.

Осевое перемещение коленвала в картере.

мм

0.05 - 0.3

6.7.

Зазор в зацеплении шестерен редуктора.

мм

0.13 - 0.25

6.8.

Минимальный зазор между стаканом редуктора и гребным винтом.

мм

0.8

6.9.

Осевое перемещение гребного вала.

мм

До 2

6.10.

Осевое перемещение гребного винта по валу.

мм

До 2

6.11.

Наибольший угол опережения зажигания.

Градус, мм до ВМТ

30 5.02



РАЗДЕЛ 2
НЕИСПРАВНОСТИ МОТОРА

Надежность и долговечность мотора зависят от правильной его эксплуатации и своевременного проведения регламентных работ (см. Раздел 1, п. п.1,2,3).
Большое значение имеет правильная обкатка мотора (см. Раздел 1, п.4).
Надежность и долговечность редуктора, кроме того, зависят от герметичности его уплотнений и своевременной замены смазки

1. Неисправности и топливо. 

№ п/п

Дефекты топлива

МОТ – влияние на мотор
ОПР – определение неисправности
УСТ – устранение неисправности

1.1.

Нештатный бензин (НБ).

МОТ – не заводится; работает с перебоями; стучит; перегревается; обороты ниже нормы; глохнет во время работы.

ОПР - по работе мотора.

УСТ – удалить НБ из системы питания. НБ можно использовать, разбавляя его на 2/3 объема штатным бензином.

1.2.

Нештатное масло (НМ).

МОТ – неустойчивый холостой ход; обороты ниже нормы, выход из строя двигателя (см. Раздел № 1, п. 1.19).

ОПР - по работе мотора.

УСТ – заменить топливную смесь.

1.3

Грязное топливо.

МОТ – засорение топливной системы.

ОПР - по состоянию фильтра бензонасоса.

УСТ - слить топливную смесь; заливать топливо в бак через воронку с мелкой сеткой; следить за исправностью фильтра топливного бака.

1.4

Вода в топливе.

МОТ– не запускается; глохнет, работает с перебоями.

ОПР – капельки воды в отстойнике бензонасоса и на свечах.

УСТ – процедить топливо через замшу.

1.5

Не перемешана топливная смесь.

МОТ– возможна работа на чистом бензине, что недопустимо (см. Раздел 1, п. 1.5); возникают масляные пробки, и прекращается подача бензина.

1.6

Много масла в топливе.

МОТ - затруднен запуск; перебои в работе; не развиваются обороты; закоксовываются свечи; замасливается карбюратор; происходит интенсивное нагарообразование.

ОПР - свечи закоксованы; обильный сизый дым при работе двигателя.

1.7

Мало масла в топливе.

МОТ - перегревается; не развиваются обороты; износ элементов двигателя; надиры поршней и цилиндров; возможно заклинивание.

1.8

Обедненная топливная смесь.

МОТ- перегревается; прогар поршней; выход двигателя из строя.

ОПР - по состоянию свечей (см. примечание);

  • Нечувствительность двигателя к открытию дросселя на оборотах от полных до самых полных (в этом диапазоне обороты могут даже падать);
  • Двигатель перегревается при нормальном функционировании системы охлаждения.

Эксплуатировать мотор на обедненной смеси нельзя, т.к. возможна серьезная авария.

УСТ - обеднение смеси возникает от недостатка топлива при работе на больших оборотах, что может быть обусловлено:

  1. засорением топливной системы;
  2. засорением или недостаточным сечением главного жиклера;
  3. низким уровнем в поплавковой камере.

1.9

Богатая топливная смесь.

МОТ– горячий двигатель не заводится; двигатель "вяло" переходит с режима на режим.

ОПР – по работе двигателя; по состоянию свечей (см. примечание).

УСТ – обогащение возникает от избытка топлива при работе на больших оборотах, что может быть обусловлено:

  1. большим сечением главного жиклера;
  2. высоким уровнем в поплавковой камере

Примечание. Определение качества смеси по состоянию свечей при работе двигателя на больших оборотах :

светло-коричневый или коричневый цвет - смесь нормальная,
черный цвет и нагар на свечи - смесь избыточно богатая,
песочный или белый цвет - смесь бедная.

Лучше эксплуатировать мотор на богатой смеси, но ни в коем случае не на бедной.

2. Некоторые неисправности топливной системы.

№ п/п

Неисправность

МОТ- влияние на мотор
ОПР - определение неисправности
УСТ - устранение неисправности

2.1

Засорение топливной системы.

МОТ - затруднен запуск; мотор глохнет во время движения, работает с перебоями; смесь обедняется; самопроизвольно снижаются обороты.

ОПР - по состоянию фильтра бензонасоса.

УСТ - см. Раздел 2, п.1.3; прочистить всю топливную систему.

2.2

Негерметичность топливной системы.

МОТ- не развиваются обороты; обороты самопроизвольно падают вплоть до остановки; неравномерная работа с перебоями.

ОПР - визуально по подтекам топлива; при подкачке топлива "грушей " дефект работы двигателя исчезает.

УСТР - подтянуть крепеж топливной системы; проверить герметичность топливных шлангов по выделению пузырьков при погружении их в воду.

2.3

Неисправность "груши" (засорен клапан, негерметичность)

МОТ - см. п. 2.2 МОТ.

ОПР - "груша" неупругая и медленно расправляется после нажатия значит:

  1. может быть засорен клапан "груши",
  2. неисправен клапан "груши",
  3. засорен фильтр в бензобаке;

Герметичность проверить как в п. 2.2 (бензошланг должен продуваться по ходу топлива, т.е. по направлению к мотору, а обратно - нет).

2.4

Неисправность бензонасоса.

МОТ - см. п. 2.2 МОТ.

ОПР - при подкачке топлива "грушей " дефекты работы двигателя могут исчезать;

визуально - падает уровень в карбюраторе.

УСТР - бензонасос должен продуваться по ходу топлива, а обратно - нет. Если он продувается в оба направления, значит, неисправны клапаны - их надо заменить;

- если при "наддуве" по ходу топлива воздух проходит рывком, значит, залипает клапан - его надо промыть в растворителе для нитрокрасок, а затем в чистом бензине.

2.5

Засорение жиклеров и клапана карбюратора или их замасливание.

МОТ - частично или полностью прекращается подача топлива и как следствие см. п. 2.1. МОТ.

ОПР - по работе двигателя.

УСТР - карбюратор разобрать и промыть растворителем для нитрокрасок, продуть каналы и жиклеры, промыть все чистым бензином.

2.6

Разрегулирован карбюратор.

МОТ - см. п. 2.1 МОТ.

ОПР - по работе двигателя.

УСТР - см. раздел 1., п.5.

2.7

Переполнение карбюратора.

МОТ- не запускается, работает с перебоями.

ОПР - течь топлива из под крышки карбюратора; мотор запускается без подсоса.

УСТР - причины переполнения:

  1. негерметичность игольчатого клапана,
  2. перекос поплавка или крышки,
  3. негерметичность поплавка.

Устранить негерметичность клапана и перекосы.

Проверить герметичность поплавка (опустить его в воду t = 90-100° С - в месте негерметичности будут выделяться пузырьки воздуха).

Место течи запаять, а в походных условиях место течи затереть мылом (оно не растворяется бензином).

2.8

Пересос топлива.

МОТ - не запускается.

ОПР - свечи залиты топливом.

УСТР - вывернуть обе свечи, закрыть дроссельную заслонку и прокручивать двигатель стартером до полного удаления топлива из цилиндров.

Внимание! Во избежание пожара см. Раздел 1 п.п. 1.10 и 1.11.

3. Некоторые неисправности системы зажигания.

№ п/п

Неисправность

ИСКРА - влияние на искрообразование
ОПР - определение неисправности и устранение

3.1

Дефекты электропроводки.

ИСКРА: нет или с перебоями.

ОПР:

  1. Проверить качество контактных соединений, соединения подтянуть.
  2. Проверить целостность проводов (обрыв может быть под изоляцией).
  3. Проверить целостность изоляции (не должно быть оголенных участков).
  4. Проверить, нет ли масляных и иных перемычек между соседними контактами.

3.2

Неисправна свеча.

ИСКРА: нет или с перебоями;

  • на вывернутой свече может быть, а под давлением в цилиндре отсутствовать.

ОПР : свеча должна быть чистой, юбочка без трещин, электроды без оплавлений. Зазор между электродами должен быть равен 0,5-0,6 мм.

Проверить качество свечи лучше всего заменой ее на заведомо исправную.

3.3

Неисправен трансформатор

ИСКРА: нет или с перебоями.

ОПР:
1. Обрыв низковольтного провода у основания под кембриком - провод припаять.

2. Сломана высоковольтная игла – заменить трансформатор.

3. Дефект катушек трансформатора проверяется заменой его на заведомо исправный.

3.4

Неисправен конденсатор

ИСКРА: нет или с перебоями.

ОПР:
1.Проверить неисправный конденсатор без специальных приборов невозможно, поэтому проверку проводят путем замены предполагаемого дефектного на заведомо исправный.

Примечание: Поскольку доступ к конденсаторам затруднен, целесообразно вынести их с основания МВ-1 в доступное место. В этом случае, кроме того, исключается возможность захвата конденсатора маховиком и полного вывода МВ-1 из строя.

3.5

Разрегулированы контакты прерывателя.

ИСКРА: есть.

ОПР:
1. Если зазор между контактами превышает 0,4 мм, возникает большой угол опережения, раннее зажигание и как следствие:

  • Мотор работает с перебоями; имеет неустойчивый холостой ход; не развивает полные обороты;
  • Возможен обратный ход и выхлопы в карбюратор;
  • При значительном опережении не заводится или заводится с трудом.

2. Если зазор между контактами менее 0,3 мм - мал угол опережения, возникает позднее зажигание и как следствие, не развиваются полные обороты.

3.6

Загрязненные контакты прерывателя.

ИСКРА: нет или с перебоями.

ОПР: осмотреть контакты через лупу - возможно попадание масла, грязи, стружки, опилок.

Контакты прочистить тряпочкой, смоченной в чистом бензине, а затем - чистой и сухой.

3.7

Подгорание контактов прерывателя.

ИСКРА: нет или с перебоями.

ОПР: контакты максимально развести и осмотреть через лупу.

Контакты зачистить, придав им округлую форму.

3.8

Расшатана стойка подвижного контакта.

ИСКРА: есть или с перебоями.

ОПР: возникает переменный зазор в контактах. Последствия как в п. 3.5.

Отремонтировать стойку или, если это невозможно, заменить магнето.

3.9

Загрязнение основания магнето.

ИСКРА: нет или с перебоями

ОПР: Визуально: основание магнето замасливается и накапливается грязь из-за износа сальника в верхней крышке картера.

Снять магнето, промыть чистым бензином и просушить. Проверить крепление конденсаторов, исправность всех элементов, наличие нагара на контактах, отсутствие следов задевания маховика за элементы магнето.

Элементы магнето не должны выступать за пределы его основания - иначе возможен их захват маховиком и полное разрушение магнето.

3.10

Слабое искрообразова-ние.

ИСКРА: слабая оранжевого цвета или совсем отсутствует

ОПР: отсоединить провод от свечи и поднести его к неокрашенной части двигателя на расстояние 1-3 мм. При нормальной работе зажигания искра должна пробивать воздушный промежуток 5-7 мм. Отводить провод более чем на 10 мм нельзя.

Предупреждение: В поддоне не должно быть следов бензина и масла.

3.11

Размагничивание маховика.

ИСКРА: с перебоями, но чаще отсутствует на одной и реже на обеих свечах.

ОПР: только путем замены маховика.

Примечание: Размагничивание происходит, если маховик хранился с металлическими предметами или по нему производили удары металлическими предметами (например, молотком).

Запрещено заменять магниты и страгивать с места винты крепления магнитов

3.12

Разболтан эксцентрик маховика.

ИСКРА: есть, но опережение зажигания хаотично меняется.

ОПР: мотор запускается с трудом, работает с перебоями.

Зафиксировать эксцентрик штифтом.

3.13

Износ посадочного места магнето.

ИСКРА: есть, но зазоры между электродами имеют переменную величину.

ОПР: см. п. 3.5.

Ремонт посадочного места сложен и должен производится в специальной мастерской

Примечания:

  1. Электронное зажигание с магнето МБ-2 и МБ-22 не подлежит ремонту, и в данном разделе его неисправности не рассматривались.
  2. При установке маховика, во избежание поломки текстолитовых подушечек подвижных контактов, вставьте в контакты прерывателя прокладки толщиной около 2 мм. После установки маховика не забудьте удалить прокладки.

4. Неисправности системы охлаждения.

4.1. Неисправности, возникающие при эксплуатации:
4.1.1. Засорение водяных каналов и заборника - вода не идет или идет плохо.
4.1.2. Износ крыльчатки или ее повреждение - вода не идет или идет плохо. Происходит в основном из-за попадания песка в водяную систему.
4.1.3. Прогиб пластины помпы - вода идет плохо.
4.1.4. Износ шпонки крыльчатки - вода не идет.
4.1.5. Потеря герметичности стыков водяной трубки - вода идет плохо.

4.2. Неисправности, возникающие после некачественного ремонта водяной системы:
4.2.1. Перекрыт водяной канал прокладкой между картером и блоком цилиндров.
4.2.2. Некачественно собраны уплотнения водяной трубки.
4.2.3. Не установлено уплотнительное кольцо между двигателем и поддоном.
4.2.4. Пластина помпы развернута на 180°.
4.2.5. Установлена крыльчатка высотой меньше глубины корпуса помпы.

Примечания:
1. Перед сборкой помпы смажьте тонким слоем ЦИАТИМа крыльчатку и корпус помпы.
2. Удалите все заусенцы на пластине и торце корпуса.
3. Целесообразно в месте выхода воды из глушителя установить трубку для визуального контроля циркуляции воды в системе.

5. Неисправности редуктора.

5.1. Неисправности, возникающие при эксплуатации:
5.1.1. Износ уплотнений редуктора - в редукторе появляется вода:
- Износ уплотнительного кольца тяги реверса;
- Износ уплотнительного кольца и сальника стакана;
- Износ сальника вала-шестерни.
5.1.2. Потеря герметичности стыка корпуса и крышки редуктора из-за неправильной сборки или использования некачественного герметика - в редукторе появляется вода.
5.1.3. Не затянуты пробки редуктора - возможно, их отворачивание и утечка смазки редуктора.
5.1.4. Износ муфты сцепления - самопроизвольное выключение скорости.
5.1.5. Разрегулирован механизм реверса - затрудненное включение скорости или скорость не включается.
5.1.6. Вывернут винт фиксации коромысла тяги реверса - не включается скорость.
5.1.7. Неисправно коромысло тяги реверса - не включается скорость.
5.1.8. Избыток смазки в редукторе. (Смазки в редукторе должно быть 100 - 125 г, но не более 150 г). Избыток смазки ведет к перегреву редуктора, выдавливанию ее через уплотнения с последующим проходом по этому месту воды. Кроме этого, избыточная смазка является гидротормозом, вследствие чего мотор не развивает обороты.
5.1.9. Отсутствие смазки в редукторе влечет за собой его разрушение.
5.1.10 "Размораживание" редуктора происходит при наличии в нем воды и эксплуатации или хранении его при отрицательной температуре воздуха. См. Раздел 1 п.п. 2.13., 2.14.
5.2. Неисправности, возникающие в результате некачественного ремонта:
5.2.1. Неверно выставлен зазор в зацеплении шестерен редуктора - шестерни будут работать с напряжением и возможна поломка их зубьев.
5.2.2. Не установлен винт фиксации коромысла тяги реверса или установлен неправильно - скорость не будет включаться.

6. Основная неисправность мотора - двигатель не запускается.

Двигатель не запускается чаще всего по следующим причинам :

1. Некачественное топливо (см. Раздел 2 п. 1.);
2. Не поступает топливо в камеру сгорания;
3. Отсутствует или недостаточное искрообразование в камере сгорания;
4. Не совпадает момент искрообразования с фазой сжатия топлива;
5. В камере сгорания не создается необходимое давление (отсутствует компрессия).

Двигатель не запускается после ремонта чаще всего если :

1. Неправильно установлены поршни;
2. Неправильно установлены золотниковые шайбы;
3. Перепутаны высоковольтные провода.

6.1. Топливо не поступает в камеру сгорания по следующим причинам:
- не исправна топливная система (см. Раздел 2 п. 2.);
- не герметичны соединения карбюратора с картером или соединения элементов картера;
- поломка золотниковых шайб.

6.2. Искрообразование может иметь следующие дефекты:
- отсутствие искры или искра с перебоями из-за неисправностей в системе зажигания (см. Раздел 2 п. 3.);
- недостаточно мощная искра из-за некачественной свечи или межвиткового замыкания в катушках зажигания или трансформаторах, а также из-за подгара или замасливания контактов прерывателя (см. Раздел 2. п.3.).

6.3. Несовпадение искрообразования с фазой сжатия происходит вследствие:
- разрегулирования опережения зажигания (см. Раздел 2. п. 3.5.);
- срезания шпонки маховика и его разворота;
- прокручивания или разболтанности эксцентрика маховика (см. п. 3.12.);
- неправильной сборки коленвала.

6.4. Компрессия может отсутствовать по следующим причинам:
- поломаны или изношены поршневые кольца;
- изношена или имеет повреждения цилиндро-поршневая группа;
- “пробита” прокладка между блоком цилиндров и блоком головок;
- появилась трещина в блоке цилиндров или блоке головок;
- изношены резьбовые отверстия под свечи.

7. Последовательность и приемы поиска неисправностей.

При определении неисправностей надо следовать от простого к сложному.
Первой проверяется система питания, затем - система зажигания, и лишь после этого - выявляются неисправности двигателя, требующие разборки и регулировки.

7.1 Двигатель не запускается.

7.1.1. Проверить качество соединений электропроводки, соединение высоковольтных проводов со свечами, положение тумблера и кнопки “стоп”, наличие топлива в карбюраторе, правильность соединений высоковольтных проводов. Если все в норме, см. п.7.1.2.
7.1.2. Аккуратно вывернуть свечи и проверить
- не залиты ли они топливом (если залиты, см. п. 2.8.);
- нет ли следов воды на свечах (если есть, см. п. 1.4.; необходимо удалить топливо из всей системы, двигатель провентилировать(см. п. 2.8.) и попытаться завести на новом топливе; если после этого опять появляется вода на свечах, значит она попадает из системы охлаждения).
Если состояние свечей нормальное, см. п. 7.1.3.
7.1.3. Заземлить корпус свечей на корпус двигателя, прокрутить резко двигатель стартером и проверить качество искры:
- если искры нет на одной свече, см. п. 7.3.;
- если искры нет на обеих свечах, см. п. 7.4.;
- если искра нормальная, мощная и голубого цвета, см. п. 7.1.4.;
- если искра вялая, оранжевого цвета или с перебоями, см. п. 3.
7.1.4. Продуть свечи и установить их на место; открыть полностью дроссельную заслонку и залить в диффузор 1-2 столовые ложки чистого бензина (лучше это сделать использованным одноразовым шприцом), установить дроссельную заслонку в положение среднего газа и завести двигатель:
-если завелся и продолжает работать, значит, в карбюраторе была масляная пробка или недостаточный уровень топлива;
- если двигатель завелся и заглох, значит, в него не поступает топливо (необходимо прочистить главный жиклер, жиклер подсоса и холостого хода) или поступает некачественное топливо;
- если двигатель не заводится, см. п. 6.3. и п. 6.4.

7.2. Двигатель запускается, но вскоре глохнет.
7.2.1. Проверить открытие воздушника бензобака и отсутствие перегибов бензошлангов.
7.2.2. Запустить двигатель и производить подкачку топлива грушей:
- если дефект исчезает, значит, неисправен бензонасос;
- если двигатель глохнет и уровень в карбюраторе падает, значит, неисправна груша или забита топливная система (особенно, до груши), а также возможен подсос воздуха до груши или в ней самой.

7.3. Нет искры на одной свече.
7.3.1. Поменять местами высоковольтные провода:
- если искры опять нет на той же самой свече, значит она неисправна;
- если искра на свече появилась, а на другой исчезла - продолжить проверку по п. 7.3.2.
7.3.2. Запомнить, на какой свече нет искры и к какому трансформатору она подсоединена. Поменять местами провода, отходящие от магнето.
- Если искры нет на той же самой свече, значит, неисправен трансформатор, к которому она подсоединена (см. п. 3.3.);
- Если искра появилась на другой свече, значит, неисправен конденсатор или прерыватель, соединенные в данный момент со свечой, на которой нет искры (см. п.п. 3.4 - 3.9.) или неисправен маховик (см. п. 3.11.).

7.4. Нет искры на обеих свечах.

Выход из строя обеих свечей возможен при использовании нештатного масла, а обоих трансформаторов или конденсаторов при проворачивании двигателя без заземления высоковольтных проводов.

7.4.1. Заменить обе свечи на заведомо исправные.
7.4.2. Поочередно проверить трансформаторы, заменяя их на заведомо исправный (см. п. 3.3.).
7.4.3. Очистить и отрегулировать контакты прерывателя (см. п.п. 3.5., 3.6.).
7.4.4. Проверить искрообразование с другим маховиком (см. п. 3.11.).
7.4.5. Поочередно проверить конденсаторы, заменяя их на заведомо исправные (см. п. 3.4.)
7.4.6. Провести ревизию магнето по п.п. 3.7. - 3.9.

7.5. Двигатель глохнет или самопроизвольно снижает обороты на ходу.

Возможные причины:
- Перегрев двигателя (см. п. 7.5.1.);
- Засорение топливной системы (см. п. 2.);
- Некачественное топливо (см. п. 1.);
- Неисправен топливный насос (7.2.2.);
- Прекращает работу или работает с перебоями один из цилиндров (см. п. 7.5.2.);
- Происходит подсос воздуха (см. п. 7.5.3.).

7.5.1. Если мотор на ходу снижает обороты, проверьте его температуру. Обороты могут падать от перегрева одного или обоих цилиндров. Такой мотор эксплуатировать нельзя - может произойти серьезная авария. Необходимо выяснить и устранить причину перегрева.
7.5.2. Чтобы выяснить, какой из цилиндров работает с перебоями, необходимо на ходу поочередно замкнуть на массу провода, выходящие из магнето:
- если рывки прекратились, а мотор стал работать устойчиво, но на пониженных оборотах, значит, с массой соединена дефектная линия зажигания, и ее при остановке необходимо проверить;
- если двигатель заглох, значит, с массой соединена рабочая линия зажигания, не имеющая дефекта.
7.5.3. Если мотор на малых и средних оборотах работает нормально, а на полных оборотах глохнет или обороты снижаются, возможен подсос воздуха в топливной системе или засорение фильтров топливного насоса и бензобака.
7.5.4. Если мотор неожиданно сбросил обороты, а из карбюратора выбрасывается топливо - произошла поломка золотниковых шайб.
Необходимо немедленно остановить мотор.

8. Внешние признаки некоторых неисправностей.

№ п/п

Внешние проявления

Вероятная причина

8.1.

“Свист” или “стук” на малых оборотах и на холостом ходу, которые при увеличении оборотов исчезают, а затем появляются вновь.

Ослаб стяжной болт коленвала.

8.2

Неожиданное падение оборотов, сопровождающееся выбросом топлива из карбюратора.

Произошла поломка золотниковых шайб. Необходимо немедленно остановить мотор.

8.3.

Неожиданное падение оборотов.

См. п. 7.5.

8.4.

Хлопкив карбюраторе при запуске.

  • Велико опережение зажигания - возможен выброс пламени из карбюратора;
  • Залегание поршневых колец.

8.5.

Хлопки в глушителе и дейдвуде при запуске.

Перепутаны высоковольтные провода.

8.6.

Хлопки в карбюраторе (редкие) на ходу.

  • Нарушена величина зазора в прерывателе;
  • Дефекты топлива;
  • Плохой контакт в электропроводке.

8.7.

Хлопки в карбюраторе со снижением мощности.

  • Износ цилиндро-поршневой группы;
  • Залегание поршневых колец;
  • Нарушена величина зазора в прерывателе;
  • Плохой контакт в электропроводке.

Возможен выброс пламени из карбюратора.

8.8.

Неустойчивый ритм работы, обороты пониженные, перегрев, хлопки в карбюраторе.

  • Обедненная смесь (см. п. 1.8.);
  • Произвольно меняются зазоры в прерывателе (см. п.п. 3.8., 3.12., 3.13.).

8.9.

Глухой звук выхлопа, тряска, плохая приемистость.

Богатая смесь (см. п. 1.9.).

8.10.

Мотор глохнет при включении реверса.

  • Неотрегулирован карбюратор (см. раздел 1, п. 5.);
  • Слабое искрообразование (см. п. 3.10.);
  • Нарушена механическая связь дроссельной заслонки и опережения зажигания.

8.11.

Холодный мотор заводится безподсоса.

Богатая смесь холостого хода (см. п. 1.9.): такой двигатель после кратковременной остановки будет заводится с трудом.

8.12.

“Горячий” мотор плохо заводится.

  • Богатая смесь (см. п. 1.9.);

“пересос” топлива (см. п.п. 2.7., 2.8.).

8.13.

При переводе газа на min двигатель глохнет.

  • Смесь холостого хода бедна (см. п. 1.8. УСТ);
  • Разрегулирован холостой ход (см. раздел 1, п. 5.);
  • Засорен бензопровод.

8.14.

Свечи сухие при запуске с подсосом.

  • Не поступает топливо в камеру сгорания (см. п. 6.1.);
  • Недостаточная компрессия (см. п. 6.4.).

8.15.

Свечи залиты топливом.

“Пересос” топлива (см. п. 2.8.).

8.16.

“Груша” неупругая, медленно распрямляется после нажатия.

  • Засорен клапан “груши”;
  • Засорен заборник в бензобаке.

8.17.

“Груша” самопроизвольно сжимается во время работы.

  • Засорен бензопровод до “груши”;
  • Засорен клапан “груши”.

8.18.

Коррозия коленвала на посадочном месте.

Касание маховика элементов магнето.

[предыдущая] [МОТОРЫ] [следующая]

 
. . : : | ГЛАВНАЯ | НОВОСТИ | ЛОДКИ | МОТОРЫ | РЫБАЛКА | ВОДОЕМЫ | ССЫЛКИ | : : . . карта | поиск
Copyright