|
Легкая разборная лодка - мечта многих рыболовов и туристов. Не один год думал о постройке такой лодки и я. И не только думал, но и рассчитывал, прикидывал, моделировал. В результате родилась секционная лодка для трех-четырех человек весом всего около 30 кг (см. 1-ю стр. вкладки). Она в 7-9 минут укладывается в пакет размером 1050X900X500 мм и может перевозиться на легкой одноосной тележке.
На лодке можно плавать как на веслах, так и с подвесным лодочным мотором, например «Салют», «Стрела» и др. Разумеется, браться за ее изготовление могу посоветовать только тем, кто уже имеет опыт малого судостроения.
Все секции лодки прочно стягиваются стальным тросом Ø2,5-3 мм, прикрепленным к натяжному устройству 14 на корме. Трос набрасывается на пропускные скобы под привальным брусом по наружной стороне одного из бортов, пропускается в носовой части в проушине швартовного рыма через латунную трубку 21 и выходит под днищем лодки около 1-го шпангоута 1. Затем трос проходит под днищем II, III, IV секций и около 4-го шпангоута пропускается через латунную трубку 27, которая проходит внутрь лодки и выходит в транец на наружную его сторону 28. Тот же путь трос проделывает вдоль другого борта. Для большей надежности 2-й и 3-й шпангоуты стягиваются легкими струбцинами.
Начинают строить лодку, как и положено, со стапеля 33, наружные очертания которого соответствуют внутренним обводам лодки. По торцовой стороне сделайте вырезы для установки шпангоутов. Затем на доски толщиной 35-50 мм и шириной 120-150 мм на раскосах точно по центру установите килевую балку с вырезами для шпангоутов. Проведите по ее верхней грани продольную осевую линию - линию диаметральной плоскости (ДП) и прострогайте уклоны от ДП по форме изгибов шпангоутов. На носовом конце килевой доски укрепите носовую колодку 34, а на ее выпуклой сфере сделайте срез на глубине 15 мм для установки форштевня.
Для изготовления шпангоутов используйте четыре шаблона. Главной частью каждого из них послужит деревянный щит из досок толщиной 20-30 мм. На щит нанесите разметку по наружным очертаниям соответствующего шпангоута. На внешней стороне начерченного контура привинчиваются шурупами промазанные казеиновым клеем маленькие деревянные кубики (20X30X50 мм).
Для форштевня изготовьте болван из доски 45-50 мм, пропарьте два бруска (15X40X900 мм), согните на болване, приверните с двух концов шурупами н оставьте до полного высыхания.
Пропарьте привальные брусья и форштевень и привинтите шурупами по концам к соответствующим каждой секции обводам на стапеле, а форштевень - на носовую колодку. Таким образом, пока вы будете изготавливать шпангоуты, привальные брусья и форштевень высохнут и примут нужные формы.
Выструганные в соответствии со шпангоутами рейки хорошо пропарьте в изготовленном из кровельного железа противне на костре, согните на шаблоне последовательно одну к другой (шпангоуты собираются из трех реек). Затем струбцинами прижмите рейки к деревянным кубикам и дайте им просохнуть не менее трех суток. Хорошо просушенные рейки склейте между собой в том же порядке и в тех же шаблонах.
Подмоторную доску транца, стойку и ранцевый шпангоут соберите на шип, а концы шпангоута укрепите шурупами 60X5, предварительно смазав места соединений казеиновым клеем.
Разметьте и вырежьте из фанеры обшивки 26 для транца и переборок на 1-м и 3-м шпангоутах. Промажьте клеем или краской и приверните фанеру к шпангоутным роликам. Подрежьте выступающие концы фанеры по контурам шпангоутов и транца и хорошо просушите их.
СБОРКА КОРПУСА
После того как переборки, шпангоуты и транец подготовлены, установите их на стапель в вырезы, а транец приверните тремя шурупами к торцу стапеля. Тщательно проконтролируйте правильность расположения шпангоутов относительно диаметральной плоскости. Концы шпангоутов привинтите к стапелю шурупами (головками с внутренней стороны лодки).
При установке шпангоутов попарно создайте между ними зазор 2-3 мм за счет нескольких коротких прокладок. В вырезах килевой доски закрепите шпангоуты клиньями, а в местах закругления стяните их между собой изнутри двумя струбцинами, а переборки - двумя винтами.
Теперь спаренные и закрепленные шпангоуты прималкуйте, а на 1-м и 4-м и на транце прострогайте уклоны в соответствии с обводами корпуса, прикладывая для контроля металлическую линейку.
У установленного ранее в вырез носовой колодки форштевня прострогайте откосы по обе стороны ДП для крепления к ним носовой обшивки. Приверните форштевень шурупами по откосу с одной стороны от ДП.
ОБШИВКА
Обшивку корпуса начинайте с кормы. Перед раскроем фанерной обшивки следует вырезать из картона или просто из плотной бумаги выкройку. При вычерчивании и выпиливании каждого куска оставляйте припуски 3-5 мм. Крепят обшивку к шпангоутам шурупами и промазывают казеиновым клеем от ДП к бортам в шахматном порядке (расстояние между шурупами 40-50 мм).
Затем приверните несколькими шурупами с промазкой клеем привальные брусья. Обрежьте острым ножом выступающие части обшивки по кромкам шпангоутов. В том же порядке обшиваются другие секции. Нос обшивается двумя кусками фанеры, соединяющимися под фальштевнем по ДП с предварительной подготовкой выкройки из картона.
Перед постановкой фальштевня выверните монтажные винты крепления форштевня, затем подгоните первый по месту и установите его на клею и шурупах. Рубанком придайте фальштевню в сечении форму трапеции.
На днище поставьте на клею наружные стрингеры, шурупы ввинчивайте только на концах стрингеров для закрепления их к шпангоутам.
Теперь можно снять корпус со стапеля. Отпилите монтажные припуски шпангоутов, прострогайте выступающие края фанерной обшивки и проверьте, чтобы шурупы обшивки не выходили за плоскости фанеры.
ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ ОТДЕЛКА СЕКЦИЙ ЛОДКИ, МОНТАЖ ДЕТАЛЕЙ ТРОСА, ПОКРАСКА
После снятия лодки со стапеля наружные привальные брусья прикрепите концами к шпангоутам сквозными болтами М5, а по всей длине изнутри лодки - гвоздями или шурупами. Привальные брусья имеют на стыках трубчатые соединения из тонкой (1 мм) нержавеющей стали. Прямоугольные трубки соединений крепятся сквозными болтами к шпангоутам и к привальному брусу своей секции.
В форштевне просверлите отверстие 12 мм, установите рым-болт, скобу, а в днище носовой секции просверлите два отверстия Ø6-6,5 мм, вставьте с промазкой зазоров цинковыми белилами две латунные трубки Ø6X1 мм в эти отверстия. Пропустите трубки через скобу и рым с выводом их одной на левый, а другой на правый борты. Для того чтобы носовая секция была водонепроницаемой, вырежьте из фанеры палубу с лючком. Палубу крепите на шурупах, промазав места прилегания масляной краской (цинковыми белилами), к привальному брусу и бимсу.
Для герметичного закрывания лючка в палубе изготовьте крышку с прокладкой из жгута мягкой резины. Задраивается лючок прижимной балочкой с болтом. На палубе по борту приверните с промазкой цинковыми белилами бортовые брусья. Обклеив внутреннюю часть носовой секции лодки пенопластом толщиной 20 мм, получите холодильник.
В транце и днище кормовой секции около шпангоута просверлите отверстия и вставьте в гнезда латунную трубку, промазав цинковыми белилами или шпаклевкой. Концы трубки, которые вставляются в днище, необходимо расплющить до размера щели 3-3,2 мм.
На 2-м и 4-м шпангоутах установите скуловые кницы. Они вырезаются из фанеры толщиной 5-6 мм и привертываются четырьмя шурупами с промазкой казеиновым клеем к торцевой части шпангоутов с внутренней стороны секции.
Все секции следует прималковать, чтобы не было ступенчатости между секциями в собранном виде. Затем, если обшивка не из водостойкой фанеры, дважды покройте горячей олифой все поверхности, включая и внутренние. После того как грунтовка высохнет, прошпаклюйте и покройте горячей олифой наружную поверхность еще раз. После высыхания покрасьте всю лодку масляной краской. В пазы шпангоутов вставьте жгуты мягкой резины, и краска, высыхая, приклеит ее.
Сделайте два распашных разборных весла с манжетами и каблуками из резины или кожи, препятствующими проскальзыванию весла через уключину, три сиденья из реек, фанеры, поролона и обтягивающего их дерматина и четыре елани для укладки под ноги на дно лодки. Из парусины сшейте чехол, кроме того, изготовьте легкую одноосную тележку для перевозки лодки. Во время плавания она укладывается на дно 2-й секции лодки, а чехол можно использовать как тент, наброшенный на специальную рамку из тонких алюминиевых или латунных трубок, укрепленных на бортах лодки.
Для лучшей устойчивости лодки и устранения рыскания при плавании на веслах изготовьте из дюралюминиевых полосок плавник и установите на латунные штифты с прокладкой между килем и днищем лодки мягкой резины. Для того чтобы обеспечить непотопляемость лодки, полезно прикрепить к транцу с внутренней стороны два куска пенопласта размером 300X400X100 мм.
А. ЛЫКОВ
34 | Колодка носовая |
1 |
Древесина |
33 |
Стапель |
1 |
Древесина |
32 |
Пластина 20х145х2 |
3 |
Латунь |
31 |
Весло распашное |
2 |
Сосна |
30 |
Ролик |
1 |
Латунь |
29 |
Прокладка мягкая |
2 |
Резина |
28 |
Блок (Нержавеющая сталь) |
1 |
Латунь |
27 |
Трубка Ø10х1х665 |
1 |
Латунь |
26 |
Обшивка S-3 мм |
1 |
Фанера |
25 |
Стойка |
1 |
Сосна |
24 |
Подмоторная доска |
1 |
Сосна |
23 |
Переборка S-3 мм |
г |
Фанера |
22 |
Стрингеры наружные |
is |
Сосна |
21 |
Трубка Ø6х1х650 |
2 |
Латунь |
20 |
Скоба |
1 |
Ст.З |
19 |
Угольник натяжной |
г |
Ст.З оцинк |
18 |
Кницы скуловые S-6х2 |
8 |
Фанера. |
17 |
Лючок |
1 |
Cт 3 |
14 |
Рым болт |
1 |
Cт 3 |
15 |
Плодник |
1 |
Дюралюмин. |
14 |
Натяжной бинт и барашек М8 |
2 |
Ст.3 |
13 |
Накладка 3х25х120 |
2 |
Алюминий |
12 |
Канат стальной Ø3...3,5 |
1 |
15,5 м |
11 |
Оковка соединительных штоков |
г |
Сталь нерж. |
10 |
Соединительные трубки (пр. и лев.) |
2 |
Сталь нерж. |
9 |
Шток соединения I и II секции |
2 |
Сталь нерж. |
8 |
Палубныи брус |
2 |
Сосна |
7 |
Привальный брус |
2 |
Сосна |
6 |
Фальштевень |
1 |
Сама |
5 |
Транец |
1 |
Свела |
4 |
4 и шпангоут |
2 |
Сосне |
3 |
3-й шпангоут |
2 |
Сосна |
2 |
2-й шпангоут |
2 |
Сосна |
1 |
1-й шпангоут |
2 |
Сосна |
Поз |
Наименование изделия |
Кол. |
Материал |
Чертежи для печати
Источник: "Моделист-Конструктор" 1968, №8
Scan: Владимир Петрушенко
|
|