- Ты, говорят, новый мотор ухватил? - Да, сподобился, наконец. - А какой? Наш или иностранный? Да ты что...!!! Дорогущий, наверно? Сколько, сколько? Это ж можно машину приличную купить! Не новую, конечно, но все-таки машину. А бензин, какой? На семьдесят шестом было дешевле! А весит сколько? Ууух ты....!!! Как же ты его таскать будешь? А если украдут, что будешь делать? Сам знаешь, как у нас в стране с этим. А какой фирмы? А почему? Он что самый лучший? - Слушай, ну что значит самый лучший, тут все не так просто. - А я слышал, что "Мерки" самые лучшие или "Ямаха". Все-таки "Ямаха" японская техника.
Эти диалоги с небольшими вариациями продолжаются и до сих пор. В самом деле, почему JOHNSON, а не YAMAHA или MERCURY или еще что-то? По крайней мере, десяток зарубежных фирм выпускает моторы для лодок и катеров. Как разобраться в этой шеренге сверкающих красавцев, манящих нас с красочных страниц проспектов? Какой самый из самых?
Пытаясь отвечать знакомым и приятелям, я не раз задавал себе вопрос: что значит выбирать? Учили ли нас делать это? Умеем ли мы как-то сформулировать свои требования и пожелания, ведь нет ничего идеального и любой выбор на самом деле не более чем совокупность компромиссов. Часто нам мешают слова: самый, самое. Мы так привыкли к ним в прошлые годы. Тогда у нас в стране все могло быть только "самым". Как будто время можно остановить и уже ничего лучше сделать невозможно.
А я, как выбирал? Почему-то вспоминалось далекое прошлое, когда я впервые соприкоснулся с водномоторным миром. Беззаботное детство. Лето на даче. Снимаем мы её в деревне Соколова Пустынь на Оке. Какая лодка везла нас по реке, не помню, а вот мотор почему-то запомнился. Назывался он "ЗИФ-5". Хорошо ли он заводился тогда? Сильно ли шумел? Что может остаться в памяти мальчишки, впервые попавшего на просторы реки? Уж, конечно не то, сколько раз дяденька дергал за шнурок, но, видимо эта операция занимала не слишком много времени, иначе она запомнилась бы тоже. Следующий контакт случился в 69-м году, когда друзья уговорили поехать в отпуск на берега Волги. Лодка была на всех одна - старая "Казанка". Движок, помнится, был "Ветерок-8". Навсегда запомнился его звонкий голос. Тогда же увидел "Прогресс-2" с "Вихрём-20" - что-то ужасно неповоротливое и, наконец, лодку, перевернувшую мое представление о средствах перемещения по воде. Это была "Обь" из Новосибирска. Можете представить себе волжский плес, из бескрайней дали которого стремительно вырастает точка, превращающаяся в нечто непохожее на традиционную лодку тех времен. То ли открытый автомобиль, то ли самолет с маленькими крылышками. Подлетели, поговорили, дернули за ручку стартера и в тающей пене кильватерной струи опять исчезли там, где голубизна неба сливается с водой. С тех пор лодки, моторы и вода - часть моей жизни.
А выбор? Был ли он тогда у нас? Был... из моторов "Ветерок", "Вихрь-20" и "Москва-10". Появившиеся позже модели существенно не изменили общей картины распределения по трем основным группам: до 5 л/с, до 12,5 л/с и до 30 л/с. Здесь выбор определялся лодкой. В магазине же выбора, собственно, не было. Моторов не хватало, и редко кто отваживался попросить продавщиц принести со склада другой "Вихрь" или "Нептун", потому что у этого, видишь ли, на колпаке царапина. В лучшем случае вам говорили, что это последний мотор. Я полюбил свой "Нептун" именно за то, что у него был сломан румпель. Продавщица нетерпеливо ждала моего отказа. Каково же было её изумление, когда я сказал, что беру движок, а сломанный румпель сниму прямо здесь и оставлю ей его на память. Тогда у меня была святая вера в формулу: лучше меленькая видимая неисправность, чем крупные неприятности потом. И мой "Нептун" старался оправдать доверие, пока мог.
В последние годы основная конкуренция в группе мощных моторов шла между "Нептуном" и "Вихрем". Причем мало кто знает о том, как она шла, как был загублен, например выпуск "Нептуна-33". Этот мотор в то время был существенным шагом вперед. Три цилиндра и три карбюратора, настроенный выхлоп и система автоматических клапанов на впуске сулили ему отрыв от ближайшего конкурента "Вихря". Мы с нетерпением ждали его появления. Уже завершились испытания. Лодка "Москва-2" с двумя такими моторами прошла от Москвы до Астрахани и обратно, без существенных замечаний, но Куйбышевское КБ, бывшее в то время головным в этой отрасли, не утвердило дальнейшую программу вывода мотора в серийное производство. Еще бы, ведь оно само уже добрый десяток лет пыталось наладить выпуск "Вихря-30", а тут такой "подарочек". Потом, таким же образом, было похоронено дальнейшее производство приличного движка "Москва-30", а Пермский завод стал штамповать все те же "Вихри". Так решались вопросы создания новых моторов в нашей стране. Помню нашу письменную перепалку с конструктором Страшкевичем, который с пеной из конверта утверждал, что вместо бронзографитовой втулки не может стоять игольчатый подшипник, хотя я уже пару лет ездил именно с ним еще на "Вихре-20", да и разъемную тягу реверса лично сам сделал в том же 73 году. Так что выбор из "мощных" моторов был невелик. Переход на "Нептун-23" был логичным. У него не было неистребимых пороков Вихря: разъемного коленчатого вала, плохой системы охлаждения и бездарного устройства реверса. Да, раз в четыре года я принимался за полную переборку мотора, но и накатывал за этот срок до 10000 км. Последние годы он начал капризничать. То тянет плохо без видимых причин, то заводится на одном цилиндре. Не раз я говорил в сердцах, в очередной раз переживая его капризы в каком-нибудь шлюзе, вот погоди, поменяю тебя на "иностранца".
Остальной мир стремительно уходил вперед. Журнал "Катера и Яхты" в своих обзорах, правда, пытался представить дело так, что все у нас в порядке. Что скоро нас завалят "Вихрями" по 40 и 60 лошадиных сил. Где-то там у нас создаются современные моторы, ничуть не хуже известных мировых образцов. Что не очень уж и хороши эти западные красавцы. Правда авторы все время забывали сказать, что весь мир уже меряет мощность на винте и расход в литрах, а не килограммах. Зато утверждалось, что все американские моторы с дефлекторной продувкой, а вот мы уже готовим новый "Вихрь", так это будет просто чудо техники. Как говорят сатирики: хорошо твердить о крахе Голливуда, не видя ни одного его фильма. Рухнул железный занавес и, оказалось, что нечего нам противопоставить технике остального мира. Вот тут-то мы и растерялись от многообразия, силы и глубины. Мало того, что фирм много, так еще и моторов у каждой уйма. А как раньше было просто и хорошо!
Что греха таить, и я, поглядывая на белоснежные катера, поговаривал, что мой "Нептун" уж конечно экономичнее их стационара. Да и мощный подвесник тоже кушает, дай боже. Куда они доедут, а я вот до Архангельска доплыл. Так ведь это все скорее от зависти. Но хотелось. Ох, как хотелось вот так же бесшумно пролететь мимо пляжа, привлекая внимание загорелых красавиц. Хотелось ощутить за спиной упругую мощь лошадиных сил. Вот уже и первая встреча с импортным подвесником состоялась. Она была так скоротечна, что мы не успели даже схватить бинокли, чтобы в деталях разглядеть это чудо. Какая-то лодка почти бесшумно выпрыгнула из-за поворота и с негромким рокотом пронеслась мимо, исчезая вдали. Что за лодка? Кажется пластиковая. Похожа на наш "Темп". А сколько человек? Черт, не помню! Вроде пять. Нет. Точно шесть! А движок какой? Колпак был черный. Наверное "Эвинруд". У них колпаки такие. А у "Ямахи" с белой полосой. Сейчас я вспоминаю это с улыбкой. Мы все хотели быть знатоками, а не знали о новых моторах ровным счетом ничего. Потом была выставка на Нижегородской ярмарке где, наконец, я смог не только увидеть, но и потрогать эти "заморские" чудеса.
У стенда "Ямахи" моторов не было и пришлось довольствоваться только проспектами. Многозначительные ребята от "Меркюри" на все вопросы отвечали сухо и как бы сквозь зубы. Сколько масла в бензин? Если наше фирменное, то один к ста. Нет трогать нельзя. Открыть колпак? Зачем? Такая постановка вопроса обескуражила меня и я робко попросил какой-нибудь проспектик. Нагрузившись картинками, я поплелся к стенду, где были еще какие-то моторы. Там меня буквально подхватил немолодой мужичок. Он был свой, береговой, насквозь пропитанный любовью к моторам и всему, что их окружает. Вот тут-то я немного отвел душу, полазив вдоволь в "кишочках" иностранца. Набежавшая толпа, однако, не дала продолжить разговор, и я пошел домой переваривать увиденное. Вечером, разглядывая картинки, мысленно видел себя то за штурвалом вот этой лодочки, скользящей по воде под аккуратной тридцаткой, то в большом катере, несущемся по взволнованному морю буквально на винтах двух 250-сильных красавцев. Технических проспектов, к сожалению, было немного, однако я уже тогда попытался составить для себя некую табличку сравнительных данных. Сравниваемых величин было четыре: мощность, вес, рабочий объем и цена. К сожалению, это были все из пересекающихся параметров. Выходило так, что "Джонсон-55" немного тяжелее близкой по объему "Ямахи-50", но "Ямаха" дороже. Полтинник же "Меркюри" дороже и тяжелее и "Джонсона", и "Ямахи". К сожалению, данных, по расходу топлива, я нигде не нашел. Информацию о количестве цилиндров или мощности электрогенератора пришлось опустить. При сравнительном расчете расхода топлива пришлось исходить из простых предположений, основанных на физических законах. Физика, к счастью, везде одинакова. Итак. Если принять за основу, что система подготовки топливной смеси одинакова и идеальна у всех этих моторов, то при равных оборотах на максимальной мощности и одинаковой нагрузке большей прожорливостью будет обладать движок с большим объемом цилиндров. С этой точки зрения "Джонсон" и "Ямаха" должны были быть экономичнее "Меркюри". Конечно, на расход топлива влияет еще несколько причин, но мне думалось, что каждая из фирм уж конечно постаралась выжать максимум из системы продувки, настройки впускной системы и системы выхлопа. Могли быть небольшие нюансы в какой-то конкретной модели, но другой информацией пока я не обладал. Хотелось узнать о каких-то конкретных результатах сравнений или о чем-то в этом роде, но интернет я тогда только начал осваивать и попытки найти сайты производителей моторов окончились неудачей.
Вопрос был отложен на неопределенное время в связи с отсутствием средств на покупку нового мотора, хотя это был как раз период начинающейся хандры моего старого "Нептуна". Три летних сезона, встречая лодки под иностранными движками, а попадались иногда даже "Прогрессы" и такие же "Казанки-5", как у меня, я мысленно давал себе обещание, что когда-нибудь и мы с такой же легкостью обойдем "Ракету", как та "Казанка-5", шедшая то ли под "Меркюри", то ли под "Ямахой". И в чем я был уже совершенно уверен, так это в том, что я не буду покупать двигатель отечественного производства. На нашей станции появился первый "иностранец" - сорокасильная "Ямаха". Все мы с ревнивой завистью глядели, как хозяин обкатывал свою красавицу. Да! Отсюда почти не слышно, как он заводился. Нет привычного надрывного рева проснувшегося "Вихря" или звонкого стаккато "Нептуна". А звук мотора на больших оборотах ровный и надежный. К концу сезона все успокоились, проведя небольшие гонки по акватории станции. "Крым-3" под "Ямахой" ненамного обошел Обяшку с тридцатым "Вихрем". Каждому свое. Новые же "Нептуны" после месяца эксплуатации начинали огорчать своих владельцев разными поломками. То электронное зажигание откажет, то кольца развалятся. В мое время ничего такого не было. Знакомые, покупая в магазине запчасти для моторов не раз и не два натыкались на откровенную халтуру. Все это наводило на грустные мысли при взгляде на моего старого друга. Запчасти подходили к концу, и будущее было в тумане.
Осенью собрался семейный совет, на котором мы всегда обсуждали предстоящие походы. Путешествовать нам, видимо, теперь придется в одиночестве. Старички все отпали. Кто в огородах копается все лето, кто обзавелся авто и возится ему еще и с лодкой просто не хватает времени. Молодежь что-то не спешит покорять водные пространства, а нам с таким пожилым движком уже страшновато выползать в Рыбинку или Онегу, а ведь хочется. Решаем пожертвовать квартирными деньгами. Все равно их на стены не хватит, а жить без путешествий мы уже не можем. Теперь, или никогда. С чего же начать? Весь вечер снова и снова листаю проспекты, пытаясь хоть как-то определится. Меня охватывает лихорадка свершения мечты. Утром с трудом удерживаю себя от немедленных звонков - надо же дать людям придти на работу. Пора. На листке бумаги телефоны трех фирм. Надо честно обзвонить всех, узнать как можно больше данных и тогда решать. У торговцев "Ямахами" есть только сороковки. На всякий случай записываю: моторы через месяц и только на 40 сил. Полная предоплата. После звонка к продавцам "Мерков" ошеломленный долго соображаю, сколько же мне не хватает на обязательный список закупки. Нужен ведь еще и запасной винт, хотя бы один, и всякие там масла и запчасти. Тем не менее, записываю все это на бумажку. Звонить еще раз вроде будет неприлично. Итак, осталась только фирма, торгующая моторами "Джонсон". Звоню. Через пять минут разговора понимаю, что при всем многообразии выбора, он сузился до предела. В сумму, которая у меня есть, укладывается мотор на 50 сил, два винта, 20 литров масла и всякие нужные присадки. Правда, кажется, он с впрыском масла и не 55, как я хотел, но желание обладать этим чудом так велико, что перевешивает все сомнения. Рубикон перейден. Еще не верю, что сбудется, что сделаю себе, нет нам, долгожданный новогодний подарок. Побыв часок в полной эйфории, заглядываю в записи. Вот незадача, надо же проверить, те ли дополнительные винты я заказал, кажется две штуки по 17 дюймов. Пересчитываю снова, и хватаюсь за трубку телефона - может быть заказ еще не ушел. Никаких проблем, ответили мне. Итак, вместе со штатным винтом у меня теперь набор на все случаи жизни.
Привезли его прямо домой примерно через десять дней. Громадный ящик мы, пыхтя, втащили в комнату и поставили на попа. Даже не сняв куртку, я начал вскрывать упаковку. Ну, супостаты, и картон же у вас! Прорезав неровную дыру, заглядываю внутрь. Среди картонных коробок поблескивала темно-серая глыба мотора. Через полчаса освобожденный от упаковки заморский красавец занял свое место в комнате между обеденным столом и стеной. На диване же громоздилась пирамида разнокалиберных коробок. Весь день ушел на распаковку комплекта. Здесь было все: бензобак со шлангом, масляный бачок с таким же шлангом и грушей, тахометр и полный набор электропроводки, провода к аккумулятору и еще масса пока непонятных мне креплений и железок. Приятной неожиданностью было наличие в комплекте одно-рукояточной системы реверса со встроенным ключом зажигания. Теперь не надо ломать голову, как использовать штатную систему управлением лодки, а просто снять и подарить ее кому-нибудь, что я и сделал впоследствии. Правда, было еще кое-что, что явилось поводом для раздумий. Прежде всего, это непривычное крепление мотора сквозными болтами, это приводило к необходимости кардинальной переделки транцевой плиты, но времени впереди достаточно.
За два прошедших сезона я ни разу не пожалел о своем выборе. Расход топлива, шумность и тяговые характеристики не просто оправдались, но зачастую результаты были приятной неожиданностью. А возможность установки любого угла наклона! Мы заползали на моторе в такие места, куда раньше и на веслах бы не стали соваться. После пробегов из Нижнего в Чебоксары и Ярославль по Волге и до Мурома по Оке я решил прикинуть денежные расходы на бензин. Насколько больше я трачу теперь, перейдя на 92-й бензин и используя мощный движок? Результаты оказались прямо противоположными. На расстоянии всего в 400 км я умудрился даже сэкономить. Это был ответ "JONI" тем, кто говорил, что на 76-м бензине и на "Вихрях" ездить дешевле. По правде говоря, я сам никогда не измерял удовольствия водных путешествий в рублях. Разве можно сравнить ощущения свободы за штурвалом лодки и ограниченный мирок на борту теплохода? Кто испытал эти чувства, тот меня поймет. Теперь у меня появился опыт, кое-какие знания и уж, конечно, свой очередной движок я буду выбирать более осмысленно, хотя, положа руку на сердце, я вовсе не уверен, что выбрал бы что-нибудь другое.